Содержание выстовочного стенда:
-О руководителе и коллективе (слайд)
-Этнокультурная среда В ДОУ (слайд)
-Инновационная деятельность (текст)
-Наставничество (слайд)
-Развивающая образовательная среда (слайд)
-История ежегодного турнира по Хабылык (слайд)
-История ДОУ (слайд)
-Профсоюзный коллектив (слайд)
-Родительская академия (слайд)
-Авторские пособия педагогов (слайд)
-Достижения ДОУ
-Фотогалерея
-Статья "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОО И СЕМЬИ "
Проблемная тема детского сада: “Формирование креативных качеств личности детей раннего и дошкольного возраста посредством развития специфических способностей”
Цель: разработать условия и содержание поддержки и развития креативных способностей детей раннего и дошкольного возраст в условиях образования в МБДОУ «Детский сад №28 «Кэнчээри» с.Танда».
Воспитывающая этнокультурная среда
в сельском ДОУ
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре - актуальный педагогический вопрос современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп.
Актуальность. В дошкольном возрасте ребенок растет и развивается «играя». Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
В народном творчестве заложены понятия “историческая память поколений” и “неразрывная связь времен”, народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно приобщение дошкольников к национальной культуре, к традициям, отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.
Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В этих играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Можно предположить, что для малыша приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.
Цель: формирование нравственных качеств личности дошкольников через использование народных традиций и методов воспитания в процессе создания и организации воспитывающей этнокультурной среды в ДОУ.
Задачи:
1. Формировать знания о предметах и объектах культурного наследия.
2. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках России.
3. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, наследию, обычаям.
Направления среды:
-Наследники игр предков
-Музейная педагогика
-Проект “Дьөһөгөй оҕото” (Дитя лошади)
-Клуб “Родительская Академия”
Блок: Наследники игр предков
Все материалы игрушек из природного материала, которые передались из поколения в поколение; береза, ива, осина, спинные кости рыбы, суставные кости животных, рога крупного скота, береста, конский волос, хвост, шкура парнокопытных и т.д.
Широко используются игры как, «Хабылык», «Иэрэгэй», «Мохсуо», «Тырыынка», а так же подвижные игры, которые проводятся ежедневно по плану реализации программы ФГОС ДО в региональном компоненте.
Наш коллектив в этом году готовится проводить XI-ый ежегодный открытый турнир по национальным настольным играм памяти нашего уважаемого наставника, новатора, ветерана педагогического труда, “Отличника Образования” Российской федерации Готовцевой Розалии Николаевны. С каждым годом число участников увеличивается (см презентацию “История открытого турнира”). Игроки дошкольники играют по правилам федерации национальных игр Республики Саха (Якутия).
Блок: Музейная педагогика
18-ый год мы сотрудничаем с местным архитектурно-краеведческим музеем им И.П.Готовцева:
-изучение, исследование экспонатов;
-участие в традиционном празднике наслега “Музейный пикник”;
-разработаны настольно-печатные игры по экспонатам музея; с методическими пособиями
-выступления в НПК с исследовательскими работами воспитанников; в проекте “Гиды музея”.
В детском саду организованы мини-музеи, которые функционируют по разным темам этнокультурной направленности: хозяйство сельчан, утварь, атрибуты якутских охотников, одежда (старинный наряд, наряд богачей, украшения девушки, женщин и т.д.), атрибуты сельского хозяйства (сенокос, рыболовство), инструменты мастеров (плотники, )
Блок: проект “Дьөһөгөй оҕото” (дитя лошади)
Инвентарь и оборудования из конского волоса у нас имеются благодаря нашим бабушкам-наставникам, которые вечерами собираются и занимаются пошивом ковриков, шапочек, шляп, веревки “Салама”, махалки из хвоста жеребенка и разные полезные вещи, которые не только красивые теплые, но и полезные для здоровья человека: мячи, махалка, веревка-салама, шапочки, коврики, тапочки, тропа здоровья.
“Дьөһөгөй оҕотун буор-кутун аман туруга”; в пособии включены комплексы ОРУ (общеразвивающие упражнения) для детей старшего дошкольного возраста «на подобие Джесегей», а также подвижные игры характерны движениям «Джесегей» (лошади).
